Работая с нами, Вы получаете высокое качество, объективность и надежность

т. 8 (35133) 2-10-65
моб. +7 904-816-4052
457350, Челябинская область, г. Карталы, ул. Калмыкова, д. 6, 3 этаж,
эл. почта: krt@tpp74.ru


История

Карталы.jpg

Карталы начинались с Полтавки — так утверждают местные жители. И они правы.

Однако такое утверждение ещё совсем недавно опровергалось. Шли горячие споры, и как довод приводили тот факт, что в Большой Советской энциклопедии сказано, что «Карталы известны с 1810 года». Это означало, что Полтавка была основана на 33 года позже, чем Карталы. Но все встало на свои места. Оказалось что даже в такое солидное издание, как энциклопедия, вкралась ошибка, которую обнаружили совсем недавно.

Казачий поселок Полтавский, как и его соседи — Бреды и Варна, был основан в 1843 году, когда по указу царского правительства началось заселение и освоение так называемого Новолинейного района, образованного между рекой Урал на западе и новой оборонительной линией, проложенной от Орской крепости до редута Березовский на востоке. Стоял этот поселок на опушке Джабык — Карагайского бора, вдали от дорог.

Если бы кто посмотрел с высоты птичьего полета на эти места в 1917, то обнаружил бы, что населённый пункт состоит из небольших островков: станция Карталы с тремя железнодорожными путями и восемью домиками, скопище землянок вокруг четырех шахт, каменноугольный рудник «Пионер» и казачий поселок Полтавка. Между этими островками вилась линия железной дороги.

Уже в то время Карталы были небольшим железнодорожным узлом. Именно узлом, так как от станции железнодорожные линии уходили по трем направлениям: к Троицку, Бредам и на запад, к горе Магнитной. Последняя ветка, рассекавшая Джабык — Карагайский бор, была построена на 40 верст без земляной насыпи и доходила до станции Лес, где находились частные лесопильные заводы. Эти заводы обслуживали Троицко — Орскую железную дорогу и шахты Полтаво — Брединских угольных копей, в которых добывали антрацит и графит.

Именно наличие угля в данном районе переопределило строительство железной дороги. Интересно отметить, что большой вклад в разведку угла внес в 70 - е годы прошлого века молодой А.П.Карпинский, первый выборный президент Российской Академии наук, президент АН СССР.

Установить Советскую власть в здешних местах помогли в марте — апреле 1918 года красногвардейские отряды под командованием В.К. Блюхера, М.С. Кадомцева, М.В. Малышев и Н.Г. Толмачев.

В разгроме банд атамана Дутова в 1918 году участвовало свыше 30 красногвардейских отрядов. На станции Карталы в это время базировалась восточная группа отрядов. В Полтавке в эти дни был создан свой красногвардейский отряд в 350 штыков из шахтеров угольных копей, который обеспечивал тыл группы В.К. Блюхера.

22 августа 1919 года 1 — я бригада 35 — й стрелковой дивизии, которой командовал легендарный мичман С.Д. Павлов, и кавалерийский полк имени С. Разина под командованием А.Е. Карташова окончательно освободили Карталы от колчаковцев и навсегда восстановили Советскую власть в этих краях.

С окончанием гражданской войны вновь заработали Полтавские угольные копи. В условиях голода и разрухи шахтеры вносили лепту в смягчение острого топливного кризиса, разразившегося по всей стране. Добываемый ими антрацит шел на заводы Урала.

Карталы — город железнодорожников. Пожалуй, в нашей области не найти другого города, где железнодорожный транспорт имел бы такой вес и влияние. Невозможно представить Карталы без железнодорожников, как, скажем, Магнитогорск без металлургов, а Касли без литейщиков.

Железнодорожное строительство, начавшееся в 1926 году, с небольшими перерывами продолжалось почти до начала 70 — х годов. Даже в войну шло расширение станции Карталы.

В 1929 году была проложена ветка для Магнитогорска, а годом позднее достроена линия до Орска. К 1933 году станция Карталы превратилась в крупный железнодорожный узел. Перед самой войной было открыто рабочее движение на линии Карталы — Акмолинск.

Тридцатые годы — это бурный рост Карталов. Помимо железнодорожного транспорта получила развитие местная промышленность, обслуживающая сельское хозяйство района, заработал рудник по добыче хроминскго железняка.

В годы Великой Отечественной войны карталинские железнодорожники обеспечивали бесперебойную работу Магнитогорского металлургического комбината. Железнодорожники, угольщики, горняки хромистого рудника, работники местной промышленности трудом своим приближали победу.

В апреле 1944 года рабочий поселок Карталы был преобразован в город.

В послевоенные годы город железнодорожников продолжал расти и развиваться. Появились и заработали новые предприятия: завод по ремонту тракторов К — 700, ретранслятор телепередач, ковровая фабрика (ковры ручной работы были отмечены на Всемирной выставке в Брюсселе в 1957 году). Из Средней Азии, а затем с севера Тюменской области в город пришел природный газ. В 60 — 70 — 80 годы в городе высокими темпами шло строительство жилья, дорог, благоустраивались улицы и дворовые территории. Шла газификация домой частного сектора.

Появление новых отраслей, однако, не смогло вытеснить старинный народный промысел, появившийся здесь вместе с первыми жителями — выходцами из Оренбургской губернии. И поныне Карталы славятся своими пуховыми палатками, шалями, косынками, которые вяжут местные женщины. Сто с лишним лет живет этот старинный промысел.

Крупный транспортный узел, центр большого сельскохозяйственного района — таковы сегодня Карталы.